?

Log in

Recent Entries Friends Archive Profile Tags To-Do List
 
 
 
 
 
 
Ленд-лиз наоборот


О чем мы думаем, поднимаясь на эскалаторах «Отис» или пользуясь чеками «Американ Экспресс»? Проще сказать о том, о чем мы не думаем в этот момент. А не думаем мы о том, что эти американские компании во время Второй мировой инвестировали гигантские сумму в… нацистсткую Германию.

Впрочем, их вклад по сравнению с другими американскими компаниями выглядит просто смешно. Десятки миллионов долларов – вот те суммы, которые перекачивали в Рейх компании Рокфеллеров, Ротшильдов и Дюпонов. О них-то мы сегодня и поговорим.

Начать рассказ об очень интересных отношениях американских компаний с национал-социалистическим режимом следует, пожалуй, с Банка международных расчетов – в настоящее время европейского вспомогательного органа Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. БМР был основан в 1930 году Центробанками Англии, Франции, Бельгии, Италии, Германии, тремя частными банками США и частными банками Японии.

В ходе боевых действий в Европе Банк международных расчетов аккумулировал и перечислил Рейхсбанку большую часть золотых запасов оккупированных Германией стран – у финпредставителей этих держав в голове не укладывалось, что немцы и союзники могут быть заодно, поэтому они наивно пытались перевести свои капиталы в западные банки через БМР. Кроме того, с 1942 года в Рейхсбанке стали депонироваться ценности, реквизированные у евреев. Золотые изделия – монокли, оправы для очков, часы, портсигары и коронки, добытые гестапо, переплавлялись в слитки по 20 килограммов и отправлялись в БМР. Всего таким образом было получено золота на общую сумму 378 млн. долларов.



Теперь перейдем к тем, кто регулярно переводил и получал деньги через БМР. Пальму первенства в этом деле по праву держит компания «Стандарт ойл оф Нью Джерси» (Standard Oil Co. of New Jersey), которую ныне можно встретить на заправках Esso (торговая марка ExxonMobil, в которую переименовалась Standard Oil Co. of New Jersey). Эта компания приложила столько сил для поддержки Гитлера, что порой можно было запутаться, на кого на самом деле работали Рокфеллеры, которым принадлежала эта компания.

Один из самых интересных моментов сотрудничества связан с патентом на тетраэтил (компонент авиационного горючего), которым владела «Стандарт ойл». Цимес заключается в том, что Королевские ВВС, совершая патентные отчисления британской фирме «Этил», фактически заправляли самолеты Люфтваффе, бомбящие Лондон – «Этил» тут же депонировал деньги в банки гитлеровского концерна «И.Г. Фарбен», который производил в том числе и авиатопливо.



Однако основная часть сотрудничества с нацистами компании «Стандарт Ойл» заключалась в продаже нефти. Танкеры компании под нейтральным панамским флагом (в обход британской блокады) сотнями тысяч бареллей везли нефть на испанские Канарские острова, где она перекачивалась в немецкие танкеры, направляющиеся в Гамбург. Более того, часть нефти здесь же перерабатывалась на построенном на деньги «Стандарт ойл» заводе, и топливо прямо на месте заливалось в немецкие подлодки, которые отправлялись на охоту в Атлантику. Такой топливный поток Гитлеру особенно дико смотрелся на фоне топливного кризиса американских вооруженных сил – в то время, как Генштаб США всерьез рассматривал перспективы перемещения пехотинцев на роликовых коньках для экономии топлива, «Стандарт Ойл» перекачивал в Германию нефти больше, чем передавал армии США!


Истребитель для фюрера

Если «Стандарт Ойл» является лидером среди американских компаний по количеству и стоимости поставок, то компания «Форд» взяла свое точечными ударами по экономике союзников. Так, в 1940 году она прекратила производство авиадвигателей для британских «Харрикейнов» и «Спитфайеров» – освободившиеся заводские мощности были переброшены на производство 5-тонных грузовиков для немецких вооруженных сил. В угоду немецким интересам были сокращены и поставки автомобильных моторов в Великобританию, а автопокрышки так и вовсе шли в основном только в Рейх – несмотря на то, что их остро не хватало американской армии.

«Дженерал моторс», которому в Германии принадлежал «Опель», также вовсю работал на фюрера. Любопытно, что 50% силовых агрегатов бомбардировщиков «Юнкерс-88» производилось именно на заводах «Опеля», а в 1943 году немецкий филиал «Дженерал моторс» разработал и производил моторы для «Мессершмитта-262» – первого реактивного истребителя Люфтваффе.



Интереснейшие вещи творил во время войны и концерн СКФ – крупнейший в мире производитель шарикоподшипников. В то время, когда гигантские партии подшипников (более 600000 штук ежегодно) получали нацистские клиенты через Южную Америку, «Кёртис-Райт авиэйшн корпорейшн», производившая двигатели для американских ВВС, долгое время вообще не получала заветных стальных шариков. «Пратт-Уитни», также производившая авиадвигатели, из-за срывов поставок от СКФ также была вынуждена сократить объем производства.

Любопытно, что когда 14 октября 1943 года командующий армейской авиацией США генерал Генри Арнольд отдал приказ совершить воздушный налет на шарикоподшипниковый завод СКФ в немецком Швайнфурте, противник каким-то образом прознал об операции и сумел подготовить оборону, сбив в результате 60 американских самолетов. 19 октября Арнольд без обиняков заявил лондонской газете «Ньюс кроникл»: «Они бы не смогли организовать оборону, если бы не были предупреждены заранее».


Связь с нацизмом

Весьма интересной была деятельность во время Второй мировой и американской компании ITT («Интернэшнл телефон энд телеграф»), продукцию которой сегодня практически каждый из вас может обнаружить в своем доме. Особенно интересно, что директорами ITT являлись Вальтер Шелленберг (начальник политической службы разведки Рейха) и бригаденфюрер СС Курт фон Шрёдер, являвшийся одновременно членом совета директоров БМР.



В 1938 году американская компания приобрела 28% акций компании «Фокке-Вульф», тем самым внеся посильную помощь в воздушных налетах на Великобританию. Однако покупкой акций помощь ITT гитлеровцам не ограничилась: после вступления Соединенных Штатов в войну компания заключила с немцами крупный контракт на производство коммутаторов, телефонных аппаратов, систем воздушной разведки и оповещения, а также радиолокационного оборудования и взрывателей для артиллерийских снарядов. Ракеты «Фау», падающие на Великобританию, также несли в себе часть готовых изделий, поставляющихся ITT. Наконец, компания обеспечивала бесперебойную телефонную, телеграфную и телетайпную связь стран Латинской Америки со странами Оси. Ситуация порой складывалась маразматическая: американские разведданные, передававшиеся по каналам ITT, оказывались и Берлине и Риме быстрее, чем в Вашингтоне.

Другая компания всемирного масштаба – IBM, утроившая капитал за время Второй мировой, солидную часть этих денег получила вовсе не в американской валюте. После начала войны поставляемые через немецкий филиал счетные машины помогли нацистам в сжатые провести перепись населения оккупированных стран и определить количество лиц, подлежащих аресту (оборудование помогало методом перекрестного анализа выявлять даже евреев, тщательно скрывавших свое происхождение уже несколько поколений). Более того, компания поставляла машины, запчасти к ним и специальную бумагу в концлагеря.


Вообще сегодня трудно не встретить американскую компанию, которая бы так или иначе не сделала свой маленький (или не очень маленький) гешефт на торговле с нацистами во время Второй мировой. Бреясь станком «Жилетт», попивая «Кока-колу» или наслаждаясь мультиками от «Уорнер Бразерс», помните, что всему этому вы обязаны в том числе и Гитлеру, щедро платившему американцам за свою поддержку...
 
 
 
 
 
 
> Так, в 1940 году она прекратила производство авиадвигателей для британских «Харрикейнов» и «Спитфайеров» – освободившиеся заводские мощности были переброшены на производство 5-тонных грузовиков для немецких вооруженных сил.

какая забористая трава
?
Про "Опель" и "Форд" - знал. Остальное - не менее интересно и пугающе.
Угумс. Но делать нечего, пойду побреюсь "Жилеттом" =)))
SKF качество проверенное нацистами!!! :)

Это к тому, что я регулярно юзаю их подшипы, увы...
Хорош лозунг, да =))
В 1938 году американская компания приобрела 28% акций компании «Фокке-Вульф»,...
Страшное преступление мирового капитала.
Кстати, компания Ford Motors совершила еще более страшное преступление - она отстроила "по ключ" завод и передала права на производство целого ряда моделей автомобилей, стране, которая открыто провозглашала антиамериканские лозунги. И эти машины потом использовались для военных целей во Второй мировой войне! Преступное пренебрежение интересами Родины!

P.S. Набросъ на троечку: забыли про "Фанту", "Хуго Босса", например.
> Страшное преступление мирового капитала.

Финансировать нацизм некрасиво, да.

> Кстати, компания Ford Motors совершила еще более страшное преступление

США с этой страной не воевали, поэтому поставки в эту страну продукции американских же законов не нарушали.

> P.S. Набросъ на троечку: забыли про "Фанту", "Хуго Босса", например.

"Фанта" - торговая марка "Кока-колы", о которой я и написал =)) А "Хьюго босс" - чисто немецкая компания, без американского капитала. Или у вас есть другие данные?
На эту тему есть неплохая книга, где все раскрыто полнее:
Хайэм, Чарльз - Торговля с врагом
http://militera.lib.ru/research/highham_c/index.html
Да, 90% информации - оттуда =)
User plindt referenced to your post from Ленд-лиз наоборот saying: [...] Originally posted by at Ленд-лиз наоборот [...]
Кое-что знал и раньше, но факты производят впечатление. Спасибо.

Иногда хочется рвать и метать. Перестроечные разоблачители не покладая рук вбивали в головы хомячков мысль, что в Великой Отечественной войне мы победили как-то случайно. И армия у немцев была лучше выучена, и техника у них была лучше, а мы, дескать, их просто завалили трупами - нас же было 140 миллионов, а их всего 80. И погибло у нас 27 миллионов, а у них всего пять. Теперь людям почти бесполезно объяснять, что нас-то было 140 миллионов, но их - более 350, потому что на страны оси работали все покоренные ими страны. И из 27 миллионов более двадцати - замученное фашистами мирное безоружное население, а в свои пять миллионов немцы включили только прямые боевые потери своей армии, т.е. кто не был сразу убит, а умер в госпитале - уже в эти 5 миллионов не включен. И финансовая помощь Гитлеру поражает воображение, что до войны, что во время. И если при таком раскладе мы все-таки победили, то надо бы так прямо и сказать - в абсолютно безнадежной ситуации мы оказались настолько более умными, хитрыми, терпеливыми, стойкими, что устояли, хотя из всех народов, населяющих земной шар, на нас не навалились разве что пигмеи Андаманских островов. И то, может быть был в гитлеровских войсках и такое подразделение.
Никто не сомневается, что у России может быть свой Зейдлиц, Мюрат или Роммель, - в 1941 – 1945 годах русские, безусловно, имели таких великих полководцев. Однако, дело не только в умелом руководстве отдельных одаренных личностей; люди, в массе своей апатичные и невежественные, без всякой подготовки, без всяких способностей, действовали умно и проявляли удивительное самообладание.

Генерал-майор танковых войск вермахта Фридрих-Вильгельм фон Меллентин
Семенов на этих данных строил свою "Экспансию" про Штирлица, заумь дикая и насквозь соцреалистская, но все же...
Что за "Экспансия"? =)
User eredraug referenced to your post from Кино и немцы saying: [...] каждый из нас) сотрудничали с нацистами во время Второй мировой, то прошу пройти по этой ссылке [...]
User mr_pk referenced to your post from Ленд-лиз наоборот saying: [...] Originally posted by at Ленд-лиз наоборот [...]
всё-таки, наверное, надо заводы, работавшие на Германию во время войны на территории Германии, из этого списка исключить - какая разница, что у них на эмблемке нарисовано, не захотят сами сделать, им поменяют эмблемку, и будут это уже настоящие немецкие производства.
разумеется, это не касается поставок из неоккупированных стран, типа завоза нефти.
Отнюдь. Немецкие филиалы не национализировались потому, что, во-первых, это было не нужно: они и так делали все на благо Рейха. А во-вторых, это неэффективно: в случае с национализацией мы остаемся на руках с одним филиалом, а головная компания с кучей филиалов прекращают поставлять нам материалы и готовые изделия.

Так что гипотетическая национализация немецких филиалов американских компаний - это из серии "назло бабушке отморожу уши". Поэтому никакой национализации и не было =)
а посмотрите ка на все с другой стороны. Чем расплачивался Гитлер за подобную поддержку? И чем расплачивались те же США со стандард ойл. Думаю, что рейхсмарки, обеспеченные золотом все таки предпочтительнее долларов, не обеспеченных ни чем кроме государственных казначейских обязательств. Да и стабильный спрос, который порождала война, тоже немаловажный фактор в том, кому и что продавать. Так что ВСе промвшленники делали правильно. И не против СССР они оббъединялись. Не нужно потворствовать мании преследования некоторых. Они торговали с теми, кто платил больше. Да, эти вложения могли принести в будушем великолепный барыш в виде территории СССР, но это всегда было под большим вопросом. Стратегически - да, наверняка расчитывали на такие дивиденды, тактически, в краткосрочной перспективе - были весьма довольны тем, что получали по счетам. Причем больше довольны рейхсмарками, а не бумажными долларами.
доллар стал бумажным сравнительно недавно - годах эдак в 70тых.
http://www.drive.ru/opel/history/
Ограничения, наложенные фашистским режимом, отрицательно сказались на прибылях General Motors. В 1939 году фашистское руководство Германии потребовало от фирмы поставить на поток армейский грузовик Blitz, гаубицы и детали для самолётов, что дало повод новому президенту General Motors Уильяму Кнудсену иронически констатировать: «На нашем немецком предприятии полным и безраздельным хозяином стал Гитлер, с чем имею честь поздравить всех владельцев и совладельцев концерна...»
В период с 1941 по 1945 год компания Opel занималась, как и все другие национализированные предприятия Германии, выпуском оружия и военной техники для нужд вермахта.
В 1942 году GM отнесла Opel в разряд военных потерь, оценив их в $34 980 024. В свою очередь, Opel стал «Образцовым национал-социалистическим предприятием».

В августе 1944 года бомбардировщики союзных войск почти полностью уничтожили производственные цеха заводов Opel.
По окончании войны большинство заводов лежало в руинах. Руссельхайм попал в американскую, а Брандербург — в советскую зону оккупации. Большая часть сохранившегося оборудования и документации была вывезена в Союз, и у фирмы Adam Opel AG начались, прямо говоря, нелёгкие дни. Советский Союз вывозил из Германии всё, что было можно. Русские получили у союзного командования санкцию на вывоз инструментов, оборудования, штампов и чертежей марки Kadett для налаживания производства этих машин в Лейпциге. Всё необходимое было полностью отгружено к концу июля 1946 года. С тех пор Opel больше не видел своего оборудования...
А вот Kadett довелось увидеть многим: не прошло и полгода, как новый завод малолитражных автомобилей на окраине Москвы приступил к производству «Москвича-400», как две капли воды похожего на довоенный Opel Kadett.
> В 1942 году GM отнесла Opel в разряд военных потерь, оценив их в $34 980 024.

«Альфред Слоан, Джеймс Муни, Джон Смит и Грэм Говард продолжали входить в состав совета директоров компании «Дженерал моторс-Опель»... В нарушение существовавшего законодательства между главным правлением компании в Детройте и ее отделениями — как в союзных странах, так и контролируемых державами «оси» — всю войну продолжался обмен информацией, заключались контракты и велась торговля. Финансовые отчеты предприятия «Опель» в Рюссельсхайме свидетельствуют о том, что в период с 1942 по 1945 год производство и сбыт осуществлялись при полном взаимодействии с заводами «Дженерал моторс» по всему миру. ...В 1943 году, когда заводы в США работали на американские ВВС, предприятия этой же компании в Германии были заняты разработкой и производством моторов для «мессершмитт-262» — первого реактивного истребителя».

Чарльз Левинсон, заместитель директора европейского отделения Конгресса производственных профсоюзов, 1942 год

Как видите, "Опель" никто и не собирался национализировать.
Советский Союз тоже до последнего момента поставлял материалы в Германию

Черчилль сетовал на это изрядно в 40 годах когда немцы плющили Европу

впрочем кто только ни поставлял...

и нейтральные страны в том числе пока до них очередь не доходила ...
Ну дык когда англичане с французами провалили переговоры с СССР (ага, прислали делегации без права подписать документ), и был заключён договор о ненападении... Так что Черчмлль бы лучше своим дипломатам и военным хвосты накрутил, за то, что союзника прошлёпали.

И что таки харкатрерно, с 22 июня 1941 поставки из СССР резко прекратились. В отличии, от штатовских.
>Интереснейшие вещи творил во время войны и концерн СКФ – крупнейший в мире производитель шарикоподшипников. В то время, когда гигантские партии подшипников (более 600000 штук ежегодно) получали нацистские клиенты через Южную Америку,

Внимание вопрос - а зачем везти подшипники из Швеции в Германию через Южную Америку?

>Любопытно, что когда 14 октября 1943 года командующий армейской авиацией США генерал Генри Арнольд отдал приказ совершить воздушный налет на шарикоподшипниковый завод СКФ в немецком Швайнфурте, противник каким-то образом прознал об операции и сумел подготовить оборону, сбив в результате 60 американских самолетов.

Вообще оборона "была подготовлена" годами ранее. Авианалеты не со Швейнфурта начались.
> Внимание вопрос - а зачем везти подшипники из Швеции в Германию через Южную Америку?

Не знаю - это бессмысленно. Поэтому через Южную Америку возили продукцию американского филиала СКФ.

> Вообще оборона "была подготовлена" годами ранее. Авианалеты не со Швейнфурта начались.

Одно дело - обороняться при внезапном налете, и совсем другое - знать количество самолетов, их стратегию (будут ли отвлекающие бомбардировки, если да то где), время и дату налета.
"везли нефть на испанские Канарские острова, где она перекачивалась в немецкие танкеры, направляющиеся в Гамбург."

В это достаточно трудно поверить. Не могу себе представить движение немецких танкеров через Северную Атлантику. Разве что эту нефть подводными лодками возили.
Ну блокаду-то обеспечивали все же не Звезды смерти Дарта Вейдера. Следовательно, сквозь нее можно было пройти.
А разве филиалы западных компаний на территории рейха не были национализированны нацистами?
Отнюдь. Немецкие филиалы не национализировались потому, что, во-первых, это было не нужно: они и так делали все на благо Рейха. А во-вторых, это неэффективно: в случае с национализацией мы остаемся на руках с одним филиалом, а головная компания с кучей филиалов прекращают поставлять нам материалы и готовые изделия.

Так что гипотетическая национализация немецких филиалов американских компаний - это из серии "назло бабушке отморожу уши". Поэтому никакой национализации и не было =)
User master600 referenced to your post from Истории псто saying: [...] (ОГИЗ, Главполитиздат, 1948 г.). В связи с этим вспомнил вот что. 1. В довершение к моему посту [...]
User neonivanov referenced to your post from Ленд-лиз наоборот или инвестиции США в Гитлеровскую Германию. saying: [...] Оригинал взят у в Ленд-лиз наоборот [...]
Пользователь grozny_ivan сослался на вашу запись «Ленд-лиз наоборот» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ленд-лиз наоборот [...]